четверг, 29 мая 2014 г.

Особенности восприятия некоторых мультфильмов

(ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!)

Я люблю мультики. И я люблю новые мультики. Я не делю их на Пиксар и Дисней.
Мой топ мультфильмов:
1. Король Лев
2. Хранители снов
3. Brave
4. Семейка Крудс
И все остальное.

Объясню свои критерии оценки, чтобы вы смогли сравнить и поспорить, буде вам захочется.


Сначала теоретическая преамбула. Меня учили, что произведение эпохи постмодернизма (в которую мы живем, постмодернизм живехонек, и не думайте спорить, я как дитя постмодернизма совершенно точно знаю, что он жив) имеет несколько смыслов. Даже не так - количество смыслов, заложенных в произведение, не ограниченно. Мы извлекаем их исходя из собственного опыта. Черные червы, красные пики - если ты знаешь, что они есть, ты их видишь. С чтением, кино, играми та же хрень. Если ищешь Глубокий Смысл (тм), то найдешь. И по правилам постмодернизма он там на самом деле есть, потому что читатель - сотворец произведения. Такие дела.

Так вот. Если вдруг вы не нашли в описываемых ниже мультфильмах того же смысла, что и я, не страшно. Я тоже там не все смыслы прочла, нет в мире совершенства. И я вполне допускаю, что кому-то моя имха покажется СПГС, а кому-то наоборот лежащим на поверхности примитивом. Што поделаешь, разные уровни восприятия, все привыкли.

Итак, я оцениваю художественное произведение единственным непротиворечивым способом, который я знаю - физическими реакциями организма. Этому фокусу учит нас дедушка Вогглер. Если произведение вызывает у вас слезы, смех, дрожь, учащенное сердцебиение, и т.п. - это хорошее произведение, оно трогает струны вашей души, вызывает настоящую физическую реакцию.

Превосходным произведением считается то, которое вызывает не один, а сразу несколько видов реакции. Поэтому комедия, где мы хорошо посмеялись, будет для нас похуже комедии, где мы не только посмеялись, но и поплакали - такое мы запомним надолго. Только произведения, которым удалось вызвать у нас физические реакции (пусть даже рвоту ;) оставляют след в нашей душе.

Все приведенные выше мультфильмы вызвали у меня сильную реакцию. А неупомянутые не вызвали. То есть я не говорю, что Рапунцель плохая, просто она меня тронула гораздо в меньшей степени, чем Брейв. Вот и все.

1. Король Лев
Это первый мультфильм, на котором я плакала навзрыд. Для маленького ребенка - это экстремально сильные ощущения. До сих пор вспоминая сцену смерти Муфасы - и не просто смерти, а реакции на нее Симбы - мне сложно сдержать слезы.

2. Хранители Снов
Тут я не плакала. Но весь мультфильм у меня было ощущение, что его сняли для меня, по моим детским фантазиям. Дыхание захватывало, сердцебиение учащалось, мурашки бегали по телу от чувства, что в мире есть люди, которые тебя понимают, которые в точности знают, как должна выглядеть мастерская Деда Мороза.

3. Брейв
Тут я остановлюсь подробнее. Это очень страшный мультик. Гораздо страшнее, чем другие мультфильмы, страшнее, чем Король Лев. Весь мультфильм пронизан ощущением небезопасности. Сначала нападение медведя на семейный пикничок, дальше хуже. Даже выкрутасы Мериды и ее братьев вызывали у меня это неловкое чувство, что вот щас кто-то наебнется и выколет себе глаз. Если вы когда-нибудь присматривали за маленькими детьми, вы знаете, что это такое. Все, от карандаша до угла стола и провода, становится смертельным.

Но фиг бы с ним. Дальше-то что? Основной конфликт в том, что по глупости протагонистки (с которой мы, девочки, себя очень-очень идентифицируем - это несомненный вин, но на этом роль феминизма и подростковой независимости в мульте, имхо, заканчивается - есть контакт, ок, сказка о другом) - так вот, по глупости протагонистки (которая, блять, кормит свою мать неизвестным зельем!!!! Привет, Гретхен) ее мама превращается в медведицу. А отец, не разбираясь, хочет ее убить. Свою жену. Сияние, блин. Вам еще не страшно, да это же гребанный ужастик, а не мультфильм.

Но ок, дочь выводит мать из замка и ведет к колдунье, где они выясняют, что заклятье надо снять в очень сжатый срок, не то мама останется медведем. Пиздец. Моя нервная система уже достаточно расшатана предыдущими событиями и порог критического мышления сильно опустился из-за крайнего сочувствия ситуации, поэтому я как зритель тут просто выла от страха (и мурашки, и руки дрожжали, да). И чтобы совсем меня добить они делают то, что напугает, мне кажется, любого - мать начинает подавать признаки невменяемости и медвежести гораздо раньше срока. Это же капец что такое! Ну как так можно! Ребенок наедине с медведем, который его мать и который теряет разум. Это мультфильм называется?! Кто писал сценарий?!

Но ок, дальше много веселухи и экшончика, который немного сглаживает давящее чувство надвигающейся катастрофы (мать обернется медведем и убьет своих детей, потом придет в себя - и пока она будет в полном сознании переживать ужас того, что сотворила, ее убьет собственный муж, который потом, когда заклятье спадет, и на руках у него окажется труп жены, убившей их детей, покончит жизнь самоубийством). И наконец, последняя сцена ночной битвы, где мои бедные нервы просто не выдержали.

Мать-медведица (вы, кстати, знаете, что медведица - это символ материнства, древний, тысячелетиями живущий в нашем коллективном, читай, мифах и снах) кидается на медведя-убийцу, который гораздо больше ее, чтобы защитить своих детей, пока Мерида (надеюсь, поумневшая за это время) судорожно дошивает разорванный ей же самой гобелен.

Мне было пофиг, чем завершится битва, я так плакала. Потому что, ну потому что, ну поставьте вы себя на их место. Да это же пиздец и кошмар какой-то!

Да, это определенно один из лучших мультфильмов для меня, потому что такую гамму эмоций за пару часов я получаю редко.

4. Семейка Крудс
Тут вот меня понимает гораздо меньше народу. А ведь история очень глубокая. Удивительно глубокая для задорного стоунпанка. У нас снова в наличии девочка, которой не терпится стать самостоятельной и ее отец, который хочет защитить дочь. Вы снова думаете, что как и в Брейв, тут история о девочке и ее амбициях? Ни фига. Груг - отец Гип, которую позиционируют в начале как главную героиню - вот кто наш протагонист.

Внезапно мультик оказывается не про детей вообще, а про отца, про отцовские комплексы, проблемы, переживания. Необычный расклад. Внимание на Груга перетягивают так плавно и не заметно, что неудивительно, что народ не считывает.

Первый раз я заплакала, когда разрушилась пещера. Это был момент коннекта с Гругом, когда мои эмоции в точности совпали с его - потеря убежища, дома. У меня есть болезненный эпизод в биографии, когда я ушла из дома родителей и он перестал быть моим. С тех пор дома у меня так и нет, и вот это чувство потери у Груга меня шандарахнуло сильно. До слез.

Окей, дальше экшон и хиханьки-хаханьки с дурацкими шутками про обувь - это такая ширма, чтобы вас запутать, будто вы смотрите глупенький мультик, а не драму стареющего отца, который не в состоянии защитить семью в стремительно меняющемся мире.

Обратите внимание, кто больше всех меняется в ходе истории:
Гип? Она остается такой же безолаберной искательницей приключений, что и в начале. Разве что с отцом помирилась - характер не изменился.
Ее брат? Ну да, перестал бояться всего подряд и завел собаку.
Мать? Распустила волосы.
Бабка, младшая сестренка и Гай не меняются вообще.
А вот Груг... Он отказывается от прежних убеждений и принимает новые. На протяжении всего мульта его обвиняют в косности, но в итоге именно он оказывается самым гибким, признает свои ошибки, меняется, мирится со злейшим врагом. Это история его становления, пересмотра собственной личности и модели поведения. Лучшие качества Груга, его заботливость и стремление защищать, расширяются и охватывают уже не только его семью, но и окружающий мир. Вспомните последнюю сцену, где Груг спасает буквально всех, кто попадается ему на пути. Блин, да это мужчина моей мечты!

Семейка Крудс - единственным мультфильм, где я плакала дважды. Второй раз - когда Груг остается один и рисует свою семью на скале, и себя, обнимающего их всех руками. Он выполнил свою задачу, спас семью. Теперь можно сесть и ждать конца. А на другом краю пропасти рыдает Гип, до которой наконец дошло, что папа не вернется. Черт, я снова реву.
А потом еще этот саблезубый кот приходит и прижимается, ища защиты и утешения. Господи, даже кот воспринимает Груга как отца! И тот такой - ага, еще же не все потеряно, мне есть кого спасать, и всех спас.

Для меня Семейка Крудс - это история человека, взрослого человека, которому пришлось изменить себя и свои убеждения, чтобы спасти семью. История анти-эгоизма. Груг - очень интересный, совершенно нетипичный для нашего времени персонаж. У нас все больше сейчас гении-хамы в ходу, презирающие всех вокруг, все эти Шерлоки, Хаусы, Шелдоны. А тут простой, смешной и жалкий Груг, хоббит, спасающий мир.

Вот за это я и люблю эти конкретные мультики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий